Д.Р. Фаулз "Коллекционер" Жанр: Роман Год: 1963 Язык оригинала: Английский Аннотация: Роман рассказывает об одиноком молодом человеке, Фредерике Клегге, служащем клерком в муниципалитете. В свободное время юноша увлекается коллекционированием бабочек.
В первой части романа рассказ идёт от имени Клегга. Он увлечен девушкой по имени Миранда Грей, студенткой художественного училища. Но Клегг недостаточно образован, не интересуется ничем, кроме бабочек и у него не хватает смелости познакомиться с ней. Он восхищается Мирандой на расстоянии.
Однажды Клегг выигрывает большой приз на скачках. Это позволяет ему уволиться, отправить своих родственников за границу и купить дом в сельской глуши. В это же время он решает «присоединить» Миранду к своей коллекции. Похищение Клегг продумывает в мельчайших деталях и действительно, у него все получается очень профессионально. Клегг убежден, что живя у него дома, девушка сможет полюбить его.
Вторая часть романа представляет собой «дневник» Миранды, во время заточения её в подвале дома, купленного Клеггом, вкупе с воспомининаниями девушки. Миранда уверена, что похищение имеет целью сексуальное насилие, но это оказывается неверно, и она скоро начинает немного жалеть своего похитителя, сравнивая его с Калибаном.
Миранда делает несколько попыток побега, но каждый раз Клегг останавливает её. Затем она пробует совратить его, но единственный результат, которого она добивается, это его озлобление.
В конце романа Миранда заболевает пневмонией и умирает. В третьей части повествование снова идёт от лица Клегга. После смерти Миранды он хочет покончить с жизнью, но найдя её дневник и узнав, что она никогда не любила его, решает повторить попытку с другой девушкой.
Роман рассказывает об одиноком молодом человеке, Фредерике Клегге, служащем клерком в муниципалитете. В свободное время юноша увлекается коллекционированием бабочек.
В первой части романа рассказ идёт от имени Клегга. Он увлечен девушкой по имени Миранда Грей, студенткой художественного училища. Но Клегг недостаточно образован, не интересуется ничем, кроме бабочек и у него не хватает смелости познакомиться с ней. Он восхищается Мирандой на расстоянии.
Однажды Клегг выигрывает большую сумму на скачках. Это позволяет ему уволиться, отправить своих родственников за границу и купить дом в сельской глуши. В это же время он решает «присоединить» Миранду к своей коллекции. Похищение Клегг продумывает в мельчайших деталях и действительно, у него все получается очень профессионально. Клегг убежден, что, живя у него дома, девушка сможет полюбить его.
Вторая часть романа представляет собой «дневник» Миранды, во время заточения её в подвале дома, купленного Клеггом, вкупе с воспоминаниями девушки. Миранда уверена, что похищение имеет целью сексуальное насилие, но это оказывается неверно, и она скоро начинает немного жалеть своего похитителя, сравнивая его с Калибаном.
Миранда делает несколько попыток побега, но каждый раз Клегг останавливает её. Затем она пробует совратить его, но единственный результат, которого она добивается, это его озлобление.
Третья и четвёртая части являются записями из дневника Клегга. В третьей части романа он осознаёт ошибочность своих поступков и сталкивается с последствиями произошедшего. Клегг готов написать письмо в полицию и совершить самоубийство, но решает напоследок выспаться. Четвёртая часть представляет позднее осмысление событий Клеггом и завершает роман.
"Я – энтомолог. Коллекционирую бабочек. – Ну конечно же, – говорит. – Вспомнила, в газете об этом писали. А теперь вы включили в свою коллекцию меня."
Жизнь молодого клерка Фредерика Клегга ничем не отличалась от жизней сотни других людей. Совершенно обычный молодой человек, который работает в Ратуше и коллекционирует бабочек. Однажды, он выигрывает на скачках огромную сумму денег и решает потратить их на мечту всей своей жизни – девушку Миранду, за жизнью которой он уже долгое время следит. Вот только он не собирается дарить ей цветы или отвозить на море. Фредерик похищает Миранду и запирает в подвале нового купленного дома, стараясь сделать так, чтобы она его полюбила.
"Коллекционер" – это талантливо написанный психологический триллер, который погружает нас в мир двух совершенно разных людей. Джон Фаулз очень ловко играет с читателями, показывая нам безумие главных героев. Книга разделена на три части – в первой повествование ведётся от лица похитителя, во второй – от лица жертвы. Третья – потрясающий финал, последний штрих на этом ярком холсте.
"Совершенно сошел с ума. Из-за меня. Я – его безумие. Годы напролёт он искал, во что бы воплотить своё безумие. И нашел меня."
Итак, перед нами два антипода, две противоположности, две личности, которые на всём протяжении книги пытаются понять друг друга. Фредерик – ничем не примечательный клерк, не красив, не талантлив, не очень умён. Он ставит перед собой цели и выполняет их, он прост и прозрачен, он - человек дела. Миранда – его заточенная возлюбленная. Молодая художница, набитая снобизмом и жаждой жизни. Она говорит о высоком, творит, следует идеалам и принципам, которые ей навязали. Она - лишь ещё одна бабочка в коллекции Клегга, его самый редкий и ценный экземпляр. Герои рассуждают о ядерном оружии, искусстве, жизни, о человеческих ценностях и собственных страхах. Но вот только Клегг в силу своей простоты и одержимости не может понять воодушевленную Миранду, а она из-за своего снобизма и нежелания его слушать, не может понять Клегга. Заложницей является Миранда, но по сути, оба героя заточены в тёмном подвале из которого им ещё предстоит выбраться.
Фаулз ведёт повествование так, что создаётся ощущение, что читатель наблюдает за шахматной партией двух игроков, каждый из которых не собирается уступать другому. Я в этом сражении встал на сторону Фредерика. Миранда хоть и должна вызывать сочувствие, но вызывает лишь ненависть постоянным самолюбованием, хрустальными идеалами и повышенным чувством собственной важности. Это только снаружи она красива, словно бабочка с яркими крыльями, но на деле оказывается лишь пустышкой. Она разрушает и презирает всё то, что ей непонятно. Она ненавидит Клегга, но не как собственного похитителя, тирана, а как человека, в котором видит лишь внешнее уродство. Фредерик же в свою очередь вёл себя с этой "бабочкой" не как обычный бандит, одержимый сексом и насилием, а как заботливый любовник, как коллекционер, который осторожно следит за тем, чтоб от экземпляра не отвалилось и волоска. Потакал всем её прихотям и делал то, что она говорит (за исключением, конечно, свободы). И тут роли между "плохим" и "хорошей" меняются, краски на этом холсте размываются, сливаясь в один сплошной хаос, в котором непонятно, что есть правильно, а что нет.
"Самое главное - это чувствовать и жить в соответствии со своими идеалами, если только эти идеалы не ограничиваются собственным идеальным комфортом."
Что есть истинная красота? В чём она заключается? В идеальной внешности? В душе человека? В его творчестве, через которое он самовыражается? Фаулз поднимает эти и ещё множество вопросов в этой книге. Он рассуждает о любви, искусстве и красоте. То, что для одного является воплощением прекрасного, для другого – лишь барахло, пустышка. И если не пытаться понять другого человека и не стараться увидеть то, что видит он, то можно так и остаться жить в своём ограниченном мире, в котором всё делится лишь на чёрное и белое. Красоту, заключающуюся будь то в прелести бабочки или внешности человека, нельзя лишать свободы. Рано или поздно она начнёт сохнуть и умирать от недостатка жизни, недостатка любви. Как ненужная, выцветшая картина, которую только и остаётся, что выкинуть. Что и доказал Фаулз в "Коллекционере".
Об этой книге можно много говорить, рассуждать, спорить, принимать ту или иную точку зрения. Эта книга многогранна и этим она и привлекает. В ней есть и интересный сюжет, и отличные герои, и темы для размышлений, и потрясающий финал, который бьёт не столько резким сюжетным поворотом, сколько выявлением на свет человеческих пороков. Фаулз тыкает читателя носом, словно нашкодившего котёнка, и в очередной раз напоминает о том, что от себя не убежишь, что люди не меняются. Всем советую прочитать и сделать свои выводы по данному произведению.
"Я думаю, все мы просто насекомые, живем какое-то время, потом умираем, вот и все. Нет в жизни никакого милосердия. Нет никакого Великого Предела. И за ним - ничего."