Жанр: драма Режиссер: Барри Левинсон Продюсер: Марк Джонсон Автор сценария: Бэрри Морроу, Рональд Басс В ролях: Том Круз, Дастин Хоффман, Валерия Голино Оператор: Джон Сил Композитор: Ханс Циммер Кинокомпания: United Artists Длительность : 133 мин. Бюджет: 25 млн долл. Сборы: 354 825 435 долл. Страна: США Язык: Английский Год: 1988
«Челове́к дождя́» (англ. Rain Man) — фильм, драма режиссёра Барри Левинсона. История страдающего аутизмом Рэймонда и его циничного брата Чарльза Бэббита заслужила в основном положительные отклики влиятельных американских критиков. 4 премии «Оскар», «Золотой Глобус» и «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля. Американская ассоциация кинокомпаний присвоила фильму рейтинг R. В СССР фильм распространялся на VHS в авторских одноголосых закадровых переводах Алексея Михалёва и Василия Горчакова. На DVD он выпущен изданием MGM DVD, в России в 2002 году — в переводе Юрия Живова.
Эгоистичный молодой человек Чарли Бэббит (Том Круз) неожиданно узнаёт, что его умерший отец-миллионер оставил наследство не ему, а его больному аутизмом брату Рэймонду (Дастин Хоффман), живущему в лечебнице для душевнобольных, о существовании которого Чарли и не догадывался. Возмущённый Чарли решает увезти Рэймонда из лечебницы и не возвращать его, пока половина наследства не будет ему отдана. Реймонд обладает феноменальной памятью и способен производить в уме сложнейшие арифметические расчёты. Но одновременно с этим по умственному развитию Реймонд почти ребёнок и живёт в своём внутреннем мире, опирающемся на строгое расписание и привычки. Во время путешествия по стране Чарли и Рэймонд сближаются. Выясняется, что родители поместили Рэймонда в лечебницу много лет назад, после того как он облил Чарли кипятком. Сначала Рэймонд очень раздражает Чарли своим специфическим поведением и привычками, потом Чарли находит применение необычным способностям Рэймонда (англоязычные критики называют героя Дастина Хоффмана савантом), и благодаря ему выпутывается из сложной финансовой ситуации. В конце путешествия между братьями неожиданно устанавливается искренняя дружба и привязанность. Однако, после беседы с психиатрами Чарли соглашается на возвращение Рэймонда в клинику, где тому было бы спокойнее и безопаснее и где Чарли мог бы навещать брата. Название фильма произошло от схожести произношения английских слов Raymond и Rain Man (англ. Человек дождя). Чарли помнил, что когда он был маленьким и ему бывало страшно, к нему приходил Rain Man, и пел ему песни, успокаивая его. Только теперь, когда он узнал своего брата ближе, Чарли понял, что это был Рэймонд, который, называя невнятно своё имя, превратился в его воспоминаниях в чудесного Человека дождя.
История путешествия братьев Бэббит через всю Америку привлекла большое внимание критиков. Преобладали в основном положительные отклики. Роджер Эберт отозвался о том, что фильм очаровывает тем, что не даёт сентиментальные ответы на сложные вопросы, которые задаёт жизнь. В основе сюжета путешествие, но фильм нельзя назвать типичным road movie. Для такого рода фильмов характерно изменение героев. Архетип 1980-х циничный Чарльз меняется сильно. Сталкиваясь с миром ограничений и правил своего брата он неожиданно начинает чувствовать к нему привязанность. Однако произошло ли что-то с главным героем Реймондом неизвестно. Зрителю так и не удаётся проникнуть в его мысли.
Цитата
Главный плюс картины — убедительное изображение героя не способного к эмоциональному развитию. Персонаж Круза своим эгоизмом и жестокостью спасает фильм от чрезмерной сентиментальности. Его изменение и примирение с прошлым не выглядит преувеличенным. Как и ожидалось он останется не более чем законченным яппи, порождением автомобильной Америки.
— Ник Хилдич , обозреватель ресурса bbc
Это же обстоятельство было причиной и отрицательных откликов о картине. По мнению критика Хэла Хинсона, Дастин Хоффман попытался просто убежать от сложного материала, изобразив замкнутого на себе героя, пусть это собственно и требовалось по сюжету. Блестящая работа оператора Джона Сили пропадает зря. Хоффман и Круз — звёздная, но не совсем соответствующая друг другу по темпераменту актёрская пара. Великолепные съёмки дуэта на фоне замечательных американских пейзажей в итоге не впечатляют.
1989 — фильм получил четыре «Оскара» -Лучший фильм -Лучшая режиссура -Лучший актёр (Дастин Хоффман) -Лучший сценарист (Рональд Басс, Барри Морроу). 1989 — «Золотой глобус» -Лучший фильм -Лучший актёр 1989 — Гран-при Берлинского Кинофестиваля (1988) — «Золотой Медведь». 1989 — Премия Давид ди Донателло -Лучшая работа режиссёра -Лучшая мужская роль
Сообщение отредактировал altusha98 - Четверг, 09.08.2012, 07:59
Да, спустя пять лет я, найдя эту тему, соглашусь с комментатором выше - фильм сильный, фильм трагичный, фильм прекрасный. Я тоже считаю, что это - самая настоящая классика, которую посмотреть должен каждый. Сознательно. С пониманием.