Anastasia | Дата: Пятница, 18.01.2013, 18:23 | Сообщение # 1 |
✽Авамейкер✽
Группа: Друзья
Сообщений: 1300
Награды: 711
Статус: Offline
|
История жизни
В 1996 году театральная Москва отмечала столетие Фаины Георгиевны Раневской. Задолго до начала вечера в саду «Аквариум» стал собираться народ. Казалось, театр Моссовета, которому актриса посвятила большую часть своей жизни, не вместит всех желающих – как и много лет назад, когда на этой сцене шли спектакли с ее участием. Родилась она в Таганроге в преуспевающей еврейской семье. Актриса всегда гордилась и своим родным городом, и тем, что в нем жил сам Чехов, ее любимый писатель, и тем, что к числу ее знакомых принадлежал двоюродный брат Антона Павловича... В 1915 году Фаина Фельдман (такую фамилию она носила с рождения) отправилась в Москву поступать в театральное училище. Но на экзамене заикалась от волнения, и ее не приняли. В самую трудную минуту бездомную провинциалку приютила Екатерина Васильевна Гельцер. Знаменитая балерина вышла из Большого театра, где у колонн ее поджидали поклонники, и спросила. «Кто тут самый замерзший?». Самой замерзшей оказалась Фаина... Гельцер ввела ее в круг своих друзей: брала на спектакли во МХАТ, возила слушать цыган, познакомила с Цветаевой, Мандельштамом и Маяковским… Наконец Фаине удалось устроиться в театр в Малаховке, где начинающей актрисе дали крошечную роль без слов. Меняя театры и труппы, она переезжала из города в город, пока не оказалась в Ростове-на-Дону. Известная провинциальная актриса Павла Вульф как раз гастролировала в этом городе, когда к ней после спектакля ворвалась нескладная рыжая девица со словами признательности и восхищения. Нежданная гостья тут же стала проситься в актрисы. Превозмогая раздражение, Павла Леонтьевна дала ей одну из пьес и предложила выучить любую роль на выбор. Выбрав роль итальянской актрисы, Фаина Фельдман (а это была именно она) нашла единственного в городе итальянца-булочника и репетировала с ним в течение недели. Когда она показала наработанное Павле Вульф, та поняла, что перед ней настоящее дарование. «Павла Леонтьевна спасла меня от улицы, – признавалась Раневская. – Я бы не стала актрисой без ее помощи. Она во мне воспитала человека, воспитала актрису. Она научила трудиться, работать, работать, работать… Никаких ночных бдений с актерской братией, никаких сборищ с вином, анекдотами, блудом… Она водила смотреть в музее то, что создавало для меня смысл бытия. Она внушила страсть к Пушкину, она запрещала читать просто книги, она давала познать лучшее в мировой литературе. Она научила быть человечной». В 1917-м Фельдманы уплыли на собственном пароходе в Турцию, оставив в России заупрямившуюся Фаину. Спустя многие годы, уже став известной актрисой, она получила письмо из Румынии – от матери, отца и старшего брата: они узнали о своей Фаине и ее популярности из газеты. В 1957-м Фаине Георгиевне даже удалось съездить в Румынию повидаться с матерью, с которой она рассталась сорок лет назад… В 1948 году актриса наконец-то разъехалась с семьей своей благодетельницы П. Л. Вульф и поселилась отдельно. Стараясь меньше думать о быте, предпочитала пользоваться услугами домработниц, которые, тем не менее, ее раздражали. В 1960-е из Турции вернулась родная сестра Раневской, Изабелла Георгиевна Аллен. Она долгое время жила в Париже, где и вышла замуж, потом переехала в Турцию, похоронила мужа. В своем одиночестве вдруг тоже узнала о популярности сестры: лауреат Государственных премий, кинозвезда, крупная театральная актриса... Изабелла Георгиевна написала Раневской письмо и приехала в Москву по ее приглашению – уже навсегда. Сестры поселились вместе. Богатство, машины и виллы известной актрисы, промелькнувшие в воображении мадам Аллен, обернулись двумя московскими комнатами... Всенародное признание Раневской принес кинематограф. После комедии «Подкидыш» и взрослые, и дети называли ее Мулей, что и трогало зрительскими симпатиями, и раздражало актрису. Во время съемок «Золушки» Фаина Георгиевна обронила в траву свое кольцо и громко объявила: «Я с места не сдвинусь, пока мы его не найдем!» Все поняли, что спорить бесполезно, опустились на четвереньки и начали ползать в поисках перстня, ругаясь себе под нос. Искали всей группой около часа. А когда нашли, Раневская пришла в хорошее расположение духа, расцеловала всех и пригласила на чай. Судя по всему, Раневская была порой совершенно невыносима для окружающих. Но мало кого так нежно и преданно любили друзья, мало кто вызывал такие теплые чувства у публики. Любовь эта порой принимала неожиданные формы и была под стать самой натуре актрисы. Однажды в доме отдыха Раневской нездоровилось, и она не смогла участвовать в самодеятельном концерте. Наутро к ней в комнату пришла некая дама и сказала: «Вы мне испортили весь вечер...» «Помилуйте, я же не выступала», – ответила Фаина Георгиевна, действительно не чувствуя за собой никакой вины. «Вот этим как раз и испортили...» При этом актриса оставалась глубоко одиноким человеком: у нее не было детей, театральная молва не зафиксировала ни одного ее романа. Разве что с маршалом Федором Ивановичем Толбухиным, ушедшим из жизни в 1949-м... Фаина Георгиевна близко знала Цветаеву, дружила с Ахматовой. На подаренной ей Пастернаком фотографии надпись: «Самому искусству Раневской». Пришедшая к ней в гости Алла Ларионова однажды застала старую актрису... в каракулевой шубе, накинутой на ночную сорочку. «Вот, нет у меня денег. Не могу халат купить», – объяснила Фаина Георгиевна. К Раневской как-то обратились с просьбой – написать автобиографию. Был заключен договор с издательством и даже получен аванс. Первой фразой, которую написала Фаина Георгиевна, явилась следующая: «Мой отец был небогатый нефтепромышленник». Аванс пришлось вернуть... «Муля, не нервируй меня», – кричали на улице мальчишки, увидев Раневскую. «Нет, я не Муля, – сказала Фаина Георгиевна в одном из своих последних выступлений. – Я – старая актриса, которая боится забыть текст роли. Мне трудно видеть людей, потому что все, кого я любила и боготворила, умерли...» Еще она говорила: «Я, как старая пальма на вокзале, – никому не нужна, а выбросить жалко...» Ее долго уговаривали отметить восьмидесятилетний юбилей. «Нет, – решительно отказалась Фаина Георгиевна. – Вы мне сейчас наговорите речей. А что же вы будете говорить на моих похоронах?» В октябре 1983 года Раневская навсегда оставила сцену – буднично, без проводов и речей, просто уведомив о своем решении директора театра им. Моссовета. ...На ее могиле до сих пор нет памятника. Фаина Георгиевна завещала похоронить себя в могиле сестры и ни в коем случае не разрушать то скромное надгробие, которое на ней поставила. Какой-то неведомый поклонник актрисы, зная о ее любви к животным, приварил к плите металлическую фигурку собаки...
Цитаты Фаины Раневской
1. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение. 2. Не можете никак понять, нравится ли вам молодой человек? Проведите с ним вечер. Вернувшись домой - разденьтесь. Подбросьте трусы к потолку. Прилипли? Значит нравится. 3. Многие жалуются на свою внешность, и никто - на мозги. 4. Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить. 5. Женщины – это не слабый пол, слабый пол – это гнилые доски. 6. Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень. 7. Помните я говорила в прошлом году что жизнь говно?? Ну так это был еще марципанчик. 8. У Раневской спросили: что для нее самое трудное? — О, самое трудное я делаю до завтрака, — сообщила она. — И что же это? — Встаю с постели. 9. Оптимизм - это недостаток информации. 10. В моем тучном теле сидит очень даже стройная женщина, но ей никак не удается выбраться наружу. А учитывая мой аппетит, для нее, похоже, это пожизненное заключение. 11. Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным. 12. Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья. 13. Однажды Раневская потребовала у Тани Щегловой — инженера по профессии — объяснить ей, почему железные корабли не тонут. Таня попыталась напомнить Раневской закон Архимеда. — Что вы, дорогая, у меня была двойка, — отрешенно сетовала Фаина Георгиевна. — Почему, когда вы садитесь в ванну, вода вытесняется и льется на пол? — наседала Таня. — Потому что у меня большая жопа, — грустно отвечала Раневская. 14. Своих мужей, миленькие мои, всегда ревнуют только уродины, а нам красавицам не до того, мы ревнуем чужих. 15. Если женщина идет с опущенной головой — у неё есть любовник. Если женщина идет с гордо поднятой головой — у неё есть любовник. Если женщина держит голову прямо — у неё есть любовник. И вообще, если у женщины есть голова, то у неё есть любовник! 16. Милочка, если хотите похудеть - ешьте голой и перед зеркалом! 17. Говорите и думайте обо мне, что пожелаете. Где вы видели кошку, которую бы интересовало, что о ней говорят мыши? 18. Когда я выйду на пенсию, то абсолютно ничего не буду делать. Первые месяцы просто буду сидеть в кресле-качалке. — А потом? — А потом начну раскачиваться. 19. Вторая половинка есть у мозга, жопы и таблетки. А я изначально целая. 20. Вот женишься, Алешенька, тогда поймешь, что такое счастье. Но поздно будет.
|
|
| |
ArchHic | Дата: Пятница, 19.07.2013, 13:55 | Сообщение # 4 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 193
Награды: 26
Статус: Offline
| Ахахах, замечательные цитаты. Еще одну помню:
"Если человек тебе сделал зло, дай ему конфетку. Он тебе - зло, ты ему - конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьется сахарный диабет."
|
|
| |