(13.08.1899, Лондон, Великобритания — 29.04.1980, Лос-Анджелес, США)
Англо-американский кинорежиссер, сценарист, продюсер. Фильмы: «Шантаж» (1929), «Веревка» (1948), «Психоз» (1960), «Птицы» (1963), «Исступление» (1971) и др. Для творческой манеры характерны пристрастие к острым детективным сюжетам, использование различных приемов киновыразительности для создания специфической атмосферы страха и иронии.
Альфред Хичкок родился 13 августа 1899 года, в Лондоне. Окончил Католический колледж св. Игнатия, школу инженерного дела и навигации, Лондонский университет по специальности "Искусство". Работу в кино начал в 1919 году оформителем титров, затем был сценаристом и ассистентом режиссера, в 1925 году дебютировал в качестве постановщика фильма «Сад удовольствий», а в 1926 поставил фильмы «Горный орел» и «Жилец». Уже здесь явственно обозначились и тематика, и эстетика многих его последующих картин: невиновный человек подозревается в преступлении и вовлекается в расследование. Увлекательные перипетии развития сюжета, быстрый темп нарастания драматического напряжения, юмор — все это сразу же привлекло к детективным фильмам Хичкока зрителей.
С переездом Альфреда Хичкока в Голливуд в 1940 году начался американский период его творчества. Этот период отмечен тончайшим пониманием кинематографа как специфического вида искусства, постижением его внелитературной сути. Он снял фильм («Ребекка», 1940, премия «Оскар»») — весьма необычная экранизация одноименного романа французской писательницы Дафны Дюморье. Романтическая история оборачивается здесь сложной психологической драмой, в которой образ первой жены героя, давшей название фильму, не отпускает молоденькую девушку, вышедшую замуж за красивого и богатого аристократа. Та же актриса, Джоан Фонтейн, сыграла и в следующем фильме Хичкока «Подозрение», (1941), получив за свою роль «Оскар».
В чем-то повторяя сюжеты, Хичкок в каждой своей картине решал какую-то новую художественную задачу. В фильме «Спасательная лодка» (1944) это было единство места, ибо вся лента была снята на крохотном суденышке. В триллере «Завороженный» (1945) поражала сцена сна героя, нарисованная Сальвадором Дали. В 1948 году А. Хичкок снял фильм «Веревка» об убийстве студента и обнаружении трупа, спрятанного в той же комнате. В фильме «Окно во двор» (1954) расследование исчезновения соседки из дома напротив показано глазами человека, прикованного к креслу. Однако лучшими фильмами Хичкока стали «Головокружение» (1958), «К северу через северо-запад» (1959), «Психоз» (1960), «Птицы» (1963). Разгадывание хитроумного замысла преступника в «Головокружении» настолько задрапировано причудливостью сюжетных и визуальных ходов, что до самого конца невозможно понять истинный смысл происходящего. В фильме же «Психоз» для Хичкока важен не столько сам материал, сколько его визуальная интерпретация. В картине «К северу через северо-запад» — комедийной шпионской истории — Хичкок умело вставил аттракцион, стремительное преследование машины, за рулем которой сидит вдрызг пьяный герой, нападение на него самолета на пустынном шоссе и, наконец, финальное преследование в горах.
Последней значительной работой режиссера стали «Птицы» — экранизация одноименного рассказа Д. Дюморье. Мастер превратил эту странную историю беспричинного нападения пернатых на людей в философскую притчу, в обобщенную метафору бунта природы как тотальной угрозы человеческому существованию.
Альфред Хичкок разработал ряд кинематографических приемов, широко используемых и по сей день. Это и «саспенс» — нагнетание сценарными, визуальными, монтажными способами предельного напряжения; «реактивный кадр» — крупный план человека или группы людей, реагирующих на те или иные происходящие события. Для его творчества характерны постоянные эксперименты со звуком, цветом, стереофонией, ограниченным пространством, ретроспективным повествованием. Обладая недюжинным, с элементом издевки, чувством юмора, он умело использует его для решения вечной загадки человеческой натуры. Его художественные находки оказали огромное влияние на все американское послевоенное кино. В последнее десятилетие своей жизни Хичкок поставил в Англии фильмы («Исступление», 1971, «Семейный заговор», 1975), но они заметно уступали его лучшим работам. В 1967 Альфред Хичкок был удостоен почетного "Оскара", "мемориального приза имени Ирвина Тальберга", но "Оскара" за режиссуру Альфред Хичкок так никогда и не получил.
В том, что Альфред Хичкок был глубоко одиноким человеком, не было ничего случайного - с детских лет он не верил, что люди будут относиться к нему как к равному, и поэтому отгородился от них ледяной стеной. Он был заранее уверен в том, что ни одна женщина никогда не сможет его полюбить - и раз и навсегда отказался от всех женщин, кроме жены.
Альма Ревиль, жена Хичкока, тоже работала на "Парамаунт феймос плейерз". Миниатюрная, энергичная, собранная, рыжеволосая (когда она поняла, что ее Альфреду нравятся светлые волосы, то перекрасилась в блондинку), Альма была его полной противоположностью. Хичкок панически боялся жизненных сложностей, она же шутя с ними справлялась - вскоре он уже не мог без нее обходиться. Энергичная, волевая, она стала другом и советчицей режиссера, подарила ему дочь Патрицию.
Беда была в том, что в их с Альмой отношениях присутствовало все что угодно, кроме страсти. Они очень ценили друг друга, уважали и жалели, они никогда не раскаивались в том, что связали судьбы... Но плотского тяготения между ними не было, любовного безумия они не испытывали никогда: это был не брак по любви, а союз двух профессионалов. Когда Альма болела раком, Хичкок просто не знал, как ей услужить: он понимал, что после ее смерти останется совсем один. Тем, кто попадал к ним в дом, становилось неловко - гостям казалось, что они попали на чужое свидание. Хичкок хлопотал вокруг жены и прислушивался к каждому ее слову; когда же ее положили в больницу, он часами просиживал в ресторане рядом с клиникой, утешая себя обильной едой. Коллеги говорили друг другу, что он постепенно сдает. После того как Альма умерла, Хичкок вступил в последний, печальный и пустой период своей жизни - оборвалась единственная нить, связывавшая его с реальным миром.
Альфред Хичкок умер от почечной недостаточности у себя дома, в Лос-Анджелесе, США, в возрасте 80-ти лет. Последние слова его были обращены к дочери: "Я чувствую, что гаснет свет. Наконец-то я смогу по-настоящему отдохнуть и отоспаться…" Его похороны проходили в католической церкви на Беверли Хиллз. Тело Хичкока было кремировано, а прах развеян над Тихим океаном.
«Британский период». Немые фильмы (1925—1929)
«Британский период». Звуковые фильмы. (1929—1939)
«Первый голливудский период» (1940—1947)
«Второй голливудский период» (1948—1957)
«Хичкоковские бестселлеры» (1958—1964)
«Поздний период» (1966—1976)
На стене станции метро Лейтонстоун были выложены 17 мозаик, которые представляют фрагменты из фильмов Хичкока В 1993 году возле места, где располагался отчий дом Хичкока, была установлена табличка с следующей надписью:
Альфред Джозеф Хичкок, известный кинорежиссёр, родился недалеко от этого места по адресу 517 Хай Роад, Лейтонстоун 13 августа 1899 года. Умер 24 апреля 1980