Василий Ажаев родился 30 января (12 февраля) 1915 года в деревне Сотское (ныне Талдомского района Московской области) в семье скорняка. Начал печататься в 1934 году. С 1935 года Ажаев около 15 лет работал на Дальнем Востоке сначала как заключённый, потом как вольнонаемный. В 1937 году начал писать рассказы. В 1939—1944 годах учился на заочном отделении Литературного института имени А. М. Горького. В 1948 году был опубликован сборник рассказов «Золото». Роман "Далеко от Москвы" был экранизован (1950), в 1954 И.Дзержинский написал оперу на основе романа. Член СП СССР с 1947 года. С 1954 года и до смерти Ажаев входил в правление СП СССР. Был главным редактором журнала «Советская литература». В. Ажаев на конференции молодых авторов в Лейпциге, 1954 (второй слева) В опубликованном лишь во время перестройки романе «Вагон» Ажаев, исходя из личного опыта, рассказывает о судьбе, незаконно осужденного, молодого политзаключенного. Жена И. Л. Любимова-Ажаева. Умер Василий Николаевич Ажаев 27 апреля 1968 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
Ажаев Василий Николаевич [30.1(12.2).1915, д. Соцкое Московской губ.— 27.4.1968, Москва] — прозаик. Начал печататься в 1934, в 1944 окончил Литературный институт им. Горького. 19-летним юношей по ложному доносу Ажаев был арестован, полностью отбыл срок, оставшись затем работать на Дальнем Востоке в качестве вольнонаемного еще на 15 лет. Эти годы описаны им в повести «Вагон» (1964) и в ряде рассказов («Предисловие к жизни», «Бегство Грезина», «Бесконечное свидание», «Интересная книга жизни», «В поисках счастья» и др.). Наиболее автобиографичной, исповедальной, необычной по сочетанию суровой документальности с лиризмом, острого ожидания чуда с отчаянием является повесть «Вагон». Она написана через много лет после прославившего его романа «Далеко от Москвы», но даже в 1964 журнале «Дружба народов» под идеологическим предлогом отказался публиковать уже полностью подготовленную к печати повесть. Она вышла лишь через 25 лет — уже после смерти автора. Роман «Далеко от Москвы» (1948) был написан Ажаев на Дальнем Востоке (до опубликования роман несколько лет пролежал в «сыром виде» в журнале «Дальний Восток»). В центре произведения — огромная стройка, завершение которой в срок (а дело происходит в годы войны) имеет первостепенное, даже жизненное значение для всех вовлеченных в эту работу людей. Ажаев создал в романе немало выразительных характеров: Алексея Ковшова, Беридзе, Залкинда. Писатель как бы продолжил традицию советского производственного романа 1930-х — «Время, вперед!» В.Катаева, «Энергия» Ф.Гладкова и др. Та же поэзия темпа, скорости выполнения и опережения плана, что дополнительно было оправдано и подстегнуто атмосферой войны. Читатель тех лет, горячо воспринявший роман Ажаева, не догадывался, что перед ним не обычная строительная площадка, а один из страшных островов ГУЛАГа, что все герои книги (или почти все) — переодетые в обычную рабочую одежду заключенные. К.Симонов, который по существу открыл этот роман и много работал с автором, оказавшимся требовательным и упрямым человеком, задавался вопросом: а зачем Ажаев писал свой роман, зная, что он пишет о заключенных и что всей правды все равно сказать не может? «Видимо,— размышлял Симонов,— тут могут родиться разные ответы, но, если бы этот вопрос задали мне, я бы ответил на него по своему разумению так: очевидно, Ажаев испытывал глубокую потребность внутреннюю в той или иной форме написать о том, чему он был участником и свидетелем, о людях, которые тогда, в военные годы, построив этот нефтепровод, совершили, казалось бы, невозможное. В этой книге он и о заключенных написал, как о свободных людях... И сделал это вполне сознательно, желая своим романом поставить памятник их усилиям, их мужеству, их преданности родине» (цит. по: Вагон: Роман, повести, рассказы. С.9). Роман «Далеко от Москвы» — трагический памятник эпохе. Он много раз издан, был переведен на ряд языков; в 1950 по роману был создан одноименный фильм; в 1954 появилась опера И.И.Дзержинского.После переезда в Москву, награждения Сталинской премией Ажаев становится одним из руководителей СП. Новое — высокое административное — положение вынудило Ажаев писать и публиковать соответствующие статьи, что поначалу вызывало гневные отклики писателей (см.: «Реплика товарищу Ажаеву», подписанная В.Кавериным, Э.Казакевичем, С.Щипачевым и др. в «Литературной газете» от 23 дек. 1954). В дальнейшем, однако подобные отзывы по адресу «товарища Ажаева» стали невозможны.