Михаил Афанасьевич Булгаков (3 мая [15 мая] 1891, Киев, Российская империя — 10 марта 1940, Москва, СССР) — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.
Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в семье доцента (с 1902 года — профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской) (1869—1922) на Воздвиженской улице, 28 в Киеве. В семье было семеро детей: Михаил (1891—1940), Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), Варвара (1895—1954), Николай (1898—1966), Иван (1900—1969) и Елена (1902—1954).
В 1909 году Михаил Булгаков закончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года — получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».
В 1913 году М. Булгаков вступил в свой первый брак — с Татьяной Лаппа (1892—1982). Их денежные трудности начались уже в день свадьбы. По воспоминаниям Татьяны, это ощущается явственно: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже — я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье — пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр. …Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой после церкви ехали в карете. На обеде гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего — нарциссов…» Отец Татьяны ей в месяц присылал 50 рублей, по тем временам достойная сумма. Но деньги в их кошельке быстро растворялись, так как Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг. «Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит — ни колец, ни цепи моей. „Ну, значит, всё в ломбарде!“»
После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме.
С 1917 года он стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года М. Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как врач-венеролог. В это время М. Булгаков перестаёт употреблять морфий.
Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. В конце августа 1919 года, по одной из версий, М. Булгаков был мобилизован в Красную армию в качестве военного врача; 14-16 октября в ходе уличных боёв перешёл на сторону Вооруженных сил Юга России и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка.
В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем — в Вооружённых Силах Юга России. В составе 3-го Терского казачьего полка воевал на Сев. Кавказе. Активно печатался в газетах (статья «Грядущие перспективы»). Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года заболел тифом и из-за этого не смог уйти в Грузию, оставшись во Владикавказе.
В конце сентября 1921 года М. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»). В это же время он опубликовал отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в «Гудке» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.
В 1923 году М. Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898—1987), которая в 1925 году стала его новой женой.
С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом прошла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась И. Сталину, несколько раз посещавшему её представления. В своих выступлениях И. Сталин то соглашался с тем, что «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш», то утверждал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте положительное для коммунистов (письмо В. Биллю-Белоцерковскому, опубликованное самим Сталиным в 1949 г.). Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и многие другие.
В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира».
В 1928 году М. Булгаков ездил с женой на Кавказ, посетил Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году прошла премьера пьесы «Багровый остров». У М. Булгакова возник замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей и последней женой в 1932 году.
К 1930 году произведения Булгакова перестали печататься, пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.
В 1930 году работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. В 1935 году Булгаков выступил на сцене МХАТ как актёр — в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Булгакова «Театральный роман» («Записки покойника»), где выведены многие сотрудники театра под изменёнными именами.
В январе 1932 года И. Сталин (формально — А. Енукидзе) вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТ, это разрешение не распространялось.
Спектакль «Кабала святош» увидел свет в 1936 году, после почти пяти лет репетиций. После семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. После статьи в «Правде», Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I». Дружил с Исааком Дунаевским.
В 1939 году М. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой об И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе. С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали у него гипертонический нефросклероз. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начал диктовать жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита».
С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.
М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.
Булгакова связывали дружеские отношения с В. В. Вересаевым, М. А. Волошиным. Булгаков уважал Б. Л. Пастернака. Однажды на именинах у жены драматурга Тренёва, его соседа по писательскому дому, Булгаков и Пастернак оказались за одним столом. Пастернак с особенным каким-то придыханием читал свои переводные стихи с грузинского. После первого тоста за хозяйку Пастернак объявил: «Я хочу выпить за Булгакова!» В ответ на возражение именинницы-хозяйки: «Нет, нет! Сейчас мы выпьем за Викентия Викентьевича, а потом за Булгакова!» — Пастернак воскликнул: «Нет, я хочу за Булгакова! Вересаев, конечно, очень большой человек, но он — законное явление. А Булгаков — незаконное!» Анна Ахматова после смерти писателя написала стихотворение «Памяти М. А. Булгакова» (март 1940 года).
Роман «Мастер и Маргарита» был впервые опубликован в журнале «Москва» в 1966 году, спустя двадцать шесть лет после смерти писателя, и принес Булгакову мировую известность. Посмертно был также опубликован «Театральный роман» («Записки покойника») и другие произведения Булгакова.
Повести и романы •«Похождения Чичикова» (поэма в 2-х пунктах с прологом и эпилогом, 1922) •«Белая гвардия» (роман, 1922—1924) •«Дьяволиада» (повесть, 1923) •«Записки на манжетах» (повесть, 1923) •«Багровый остров» (повесть, опубликована в Берлине в 1924 году) •«Роковые яйца» (повесть, 1924) •«Собачье сердце» (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году) •«Великий канцлер. Князь тьмы» (часть чернового варианта романа «Мастер и Маргарита», 1928—1929) •«Копыто инженера» (роман, 1928—1929) •«Тайному другу» (неоконченная повесть, 1929, в СССР опубликована в 1987 году) •«Мастер и Маргарита» (роман, 1929—1940, в СССР опубликован в 1966—1967 годах, полностью в 1973 году) •«Жизнь господина де Мольера» (роман, 1933, в СССР опубликован в 1962 году) •«Театральный роман» («Записки покойника») (неоконченный роман (1936—1937), в СССР опубликован в 1965 году) Пьесы, либретто, киносценарии •«Зойкина квартира» (пьеса, 1925, в СССР поставлена в 1926, вышла массовым тиражом в 1982 году) •«Дни Турбиных» (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия», 1925, в СССР поставлена в 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году) •«Бег» (пьеса, 1926—1928) •«Багровый остров» (пьеса, 1927, в СССР опубликована в 1968 году) •«Кабала святош» (пьеса, 1929, (в СССР поставлена в 1936), в 1931 году была допущена цензурой к постановке с рядом купюр под названием «Мольер», но и в таком виде постановка была отложена) •«Адам и Ева» (пьеса, 1931) •«Полоумный Журден» (пьеса, 1932, в СССР опубликована в 1965 году) •«Блаженство (сон инженера Рейна)» (пьеса, 1934, в СССР опубликована в 1966 году) •«Ревизор» (киносценарий, 1934) •«Последние дни (Александр Пушкин)» (пьеса, 1935 (в СССР опубликована в 1955 году) •«Необычайное происшествие, или Ревизор» (пьеса по комедии Николая Гоголя, 1935) •«Иван Васильевич» (пьеса, 1936) •«Минин и Пожарский» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1980 году) •«Чёрное море» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1988 году) •«Рашель» (либретто оперы по мотивам рассказа «Мадмуазель Фифи» Ги де Мопассана, 1937—1939, в СССР опубликовано в 1988 году) •«Батум» (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь», 1939, в СССР опубликована в 1988 году) •«Дон Кихот» (либретто оперы по роману Мигеля де Сервантеса, 1939) Рассказы •«№13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна» (1922) •«Арифметика» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) •«В ночь на 3-е число» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) •«В театре Зимина» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) •«Как он сошёл с ума» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) •«Каэнпе и капе» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) •«Красная корона» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) •«Налёт. В волшебном фонаре» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) •«Необыкновенные приключения доктора» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) •«Ноября 7-го дня» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) •«Остерегайтесь подделок!» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) •«Птицы в мансарде» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) •«Рабочий город-сад» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) •«Советская инквизиция» (сборник «Заметки и миниатюры», 1922) •«Китайская история. 6 картин вместо рассказа» (1923) •«Воспоминание...» (рассказ, посвященный смерти Ленина, 1924) •«Ханский огонь» (1924) •«Полотенце с петухом» (цикл «Записки юного врача», 1925) •«Крещение поворотом» (цикл «Записки юного врача», 1925) •«Стальное горло» (цикл «Записки юного врача», 1925) •«Вьюга» (цикл «Записки юного врача», 1925) •«Тьма египетская» (цикл «Записки юного врача», 1925) •«Пропавший глаз» (цикл «Записки юного врача», 1925) •«Звёздная сыпь» (цикл «Записки юного врача», 1925) •«Богема» (1925) •«Праздник с сифилисом» (юмористический рассказ, 1925) •«Бубновая история» (1926) •«Я убил» (1926) •«Морфий» (1926) •«Трактат о жилище» (сборник «Трактат о жилище», 1926) •«Псалом» (сборник «Трактат о жилище», 1926) •«Четыре портрета» (сборник «Трактат о жилище», 1926) •«Самогонное озеро» (сборник «Трактат о жилище», 1926)
Роман повествует о семье русских интеллигентов и их друзьях, которые переживают социальный катаклизм гражданской войны. Роман во многом автобиографичен, почти у всех персонажей есть прототипы — родственники, друзья и знакомые семьи Булгаковых. Декорациями романа стали улицы Киева и дом, в котором жила семья Булгаковых в 1918 году. Хотя рукописи романа не сохранились, булгаковеды проследили судьбу многих прототипов персонажей и доказали почти документальную точность и реальность описываемых автором событий и персонажей.
Произведение задумывалось автором как масштабная трилогия, охватывающая период гражданской войны. Часть романа была впервые опубликована в журнале «Россия» в 1925 году. Полностью роман был впервые опубликован во Франции в 1927—1929 гг. Критикой роман был воспринят неоднозначно, — советская сторона критиковала героизацию писателем классовых врагов, эмигрантская сторона — лояльность Булгакова Советской власти.
Произведение послужило источником для пьесы «Дни Турбиных» и последующих нескольких экранизаций.
Москва, 1924 год. Профессор Филипп Филиппович Преображенский, выдающийся хирург, достиг отличных результатов в практическом омоложении. Продолжая исследования, он задумал небывалый эксперимент — операцию по пересадке собаке человеческого гипофиза и яичек с придатками и семенными канатиками. Выбранный в качестве подопытного животного бездомный пёс, случайно получивший кличку «Шарик», подобранный им на улице, оказался в просторной квартире профессора и получил отличное питание. Донором органов стал погибший в драке Клим Чугункин — вор, алкоголик и дебошир.
Результаты операции превзошли ожидания. У Шарика вытянулись конечности, выпала шерсть, появилась речь, и он принял человеческий облик. По Москве поползли слухи о чудесах, творящихся в доме профессора. Однако Преображенскому скоро пришлось пожалеть о сделанном...
Источник: wikipedia.org
От себя: я читала "Собачье сердце" всего единожды, если не ошибаюсь, по школьной программе. История оставляет впечатления, это бесспорно, хотя не сказала бы, что она меня как-то затронула. Возможно, я не очень понимаю Булгакова, но, во всяком случае, множество знакомых мне людей эту книгу оценивают высоко.
Жанр: роман Год: 1929—1940 Язык оригинала: русский
«Мастер и Маргарита» — роман Михаила Афанасьевича Булгакова. Вид романа трудно однозначно определить, поскольку произведение многослойно и содержит в себе множество элементов таких жанров, как сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама, притча, роман-миф. На его сюжет сделано множество театральных постановок и несколько фильмов (в Югославии, Польше, Швеции, России). Роман (булгаковеды его называют ещё мениппеей и свободной мениппеей) «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Роман приобрёл заметную популярность среди советской интеллигенции и вплоть до официальной публикации распространялся в перепечатанных вручную копиях. Жена писателя Елена Сергеевна Булгакова в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа. По сохранившимся в архиве многочисленным выпискам из книг видно, что источниками сведений по демонологии для Булгакова послужили посвящённые этой теме статьи Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, книга Михаила Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904) и книга Александра Амфитеатрова «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков».
Аннотация: Сатана, представившийся в произведении как Воланд, странствует по миру с целями, одному ему известными, время от времени останавливаясь в разных городах и селениях. Во время весеннего полнолуния путешествие приводит его в Москву 1930-х годов — место и время, где никто не верит ни в Сатану, ни в Бога, отрицают существование в истории Иисуса Христа. В Москве, правда, живёт один человек (Мастер), написавший роман о последних днях Иешуа и отправившем его на казнь римском прокураторе Понтии Пилате; но и этот человек ныне пребывает в сумасшедшем доме, куда его привело в том числе трепетное отношение к своему произведению, подвергнутому жёсткой критике со стороны цензоров и современников-литераторов...
Одна из возможных трактовок романа — ответ Булгакова поэтам и писателям, устроившим, по его мнению, в Советской России пропаганду атеизма и отрицание существования Иисуса Христа как исторической личности. В частности, ответ на печатание в газете «Правда» того времени антирелигиозных стихов Демьяна Бедного.
Подробную информацию можно прочитать на wiki.
Источник: wikipedia.org
От себя: ну, собственно, в основном ради этого произведения тема и создавалась. 70% широких масс людей знают Булгакова именно по "М и М". Вообще говоря, я очень не люблю эту книгу, вот ни капельки не люблю. Там есть интересные для меня моменты, и я не стану спорить с тем, что это великое произведение русской литературы. Но образы, через которые показана суть, мне не нравятся =( (не путать с персонажами) Заодно не нравится и то, что книга более, чем популяризована. Многие люди, особенно молодого возраста, восхищаются ей, но не за её достоинства, а за острый и оригинальный для русской классики сюжет и крайне простой для усвоения слог. Они говорят, что в "М и М" заложен глубокий философский смысл (чего я не отрицаю, возможно, так оно и есть), но при этом понятия не имеют, где его там найти. Ну и, чего уж говорить, это, наверное, самое читаемое произведение школьной программы))) Из крупных - наверняка. Вобщем, думаю, эту тему надо было создать. Пусть будет.
Cloud9, спасибо большое за тему! Читала "Мастера и Маргариту", смотрела сериал....очень нравится этот роман, часто перечитываю Aynero Sims Studio - Ваза (эксперимент)
Русская экранизация с Анной Ковальчук?.. Как-то начинала смотреть из интереса, но не вынесла, честно ) Очень недотягивает до уровня книги, да и подбор ролей смутил. Хотя Маргарита нравится =) Очень красивая актриса.
Очень понравилась книга "Мастер и Маргарита", читала ее еще лет в тринадцать. Экранизации смотреть не хочется, потому что это произведение для меня какое-то очень личное, я нарисовала в своем воображении идеальных героев, какими их вижу я, и взгляд режиссера на тех же героев меня мало интересует.
Смотрела фильм Владимира Бортко, в жёлто-фиолетовых тонах, особенно понравился Кот Бегемот, такие уж у него шуточки были
ЦитатаCloud9 ()
"Собачье сердце"
Тоже смотрела, честно, впечатляет; И зачем Пребраженскому понадобилось издеваться над бедной собакой Шарикову лучше было бы оставаться собакой aynero, О. Там еще чёртик, люблю на него пялиться
Один из моих любимых представителей русской литературы XX века..)
ЦитатаCloud9 ()
"Белая гвардия"
Прекрасное произведение, оно дает замечательное произведения о настоящей семье, но далась "Белая гвардия" мне нелегко.
ЦитатаCloud9 ()
"Собачье сердце"
Читается легко, и вроде с первого взгляда незамысловатое произведение, но на самом деле в нем отражены важные проблемы и вопросы того времени.
ЦитатаCloud9 ()
"Мастер и Маргарита"
Очень интересное произведение, читается взахлеб.. Лично мне понравилось произведение, и спасибо за это учителю литературы за подробный разбор произведения..)
Записки на манжетах Жанр: повесть Год: 1923 Язык оригинала: русский
«Запи́ски на манжетах» — частично автобиографическая повесть, написанная Михаилом Булгаковым в 1922—1923 годах. При жизни писателя повесть ни разу не публиковалась целиком, в настоящее время часть текста утеряна. Аннотация: Основным мотивом «Записок на манжетах» стала проблема отношений писателя и власти. В автобиографической повести достаточно подробно описана жизнь Булгакова на Кавказе и первые месяцы его пребывания в Москве, вплоть до практически дословного описания диспута об А. С. Пушкине (Владикавказ, лето 1920) и намерения эмигрировать.