Анна Ахматова, при рождении Анна Горенко, известнейшая поэтесса 20-го века, переводчица и литературовед, чьи произведения наполнены переживаниями и осмыслением общенародных трагедий, появилась на свет в июне 1889-го года в районе Большого Фонтана близ Одессы. Ее отец был флотским инженером-механиком, в периоды безработицы увлекался журналистикой. В 1905-м году семья Горенко распалась – родители развелись и разъехались. Еще за год до этого, будучи в Царском Селе, девочка познакомилась с Гумилевым, который впоследствии до конца своих дней писал Анне свои стихотворения. После развода, девочка вместе с матерью уехала в Евпаторию.
В 1906-м году Анну отдали на обучение в Киевскую высшую гимназию, которую девушка окончила с отличием в 1908-м и сразу поступила на женские филологические курсы. К 1911-му году Ахматова стала студенткой литературного отделения Петербургского университета. Несмотря на многочисленные отказы и отпирательства весной 1910-го года состоялась свадьба Анны и ее старого знакомого Николая Гумилева, с которым они вместе прожили около 7-ми лет. Медовый месяц прошел в Париже и нескольких итальянских городах, где девушка познакомилась со многими известными поэтами и художниками. Остальное время в браке супруги проводили в Царском Селе. Разведясь с Николаем, девушка вышла замуж за поэта Вольдемара Шилейко.
Слагать стихи Анна начинала еще в возрасте 11-ти лет, однако первые серьезные произведения, которые получили зеленый свет на печать, стали выходить из-под пера только в 1907-м году. Тогда начинающая поэтесса представила свои рукописи издателям Иванову и Кузьмину, которые с радостью опубликовали ее труды. Позже уже после первого замужества Ахматова писала стихи для таких журналов, как «Русская мысль», «Аполлон» и «Gaudeamus».
В марте 1911-го девушка решилась прочесть свое сочинение Гумилеву, который с высоты знаменитого литератора полностью его одобрил. Это одобрение было очень важным для начинающей писательницы, с того дня она ни на секунду не сомневалась, что способна писать произведения, достойные большой печати. Спустя полгода вышел первый ее сборник с названием «Вечер», который благодаря редакции Кузьмина обрел неистовый успех. В конце того же 1912-го года Анну избрали секретарем «Цеха поэтов», с этого момента кружок стал ориентироваться на акмеизм.
К 1913-му году Анна Ахматова стала узнаваемой и почитаемой личностью в Москве: она выступала перед многолюдной аудиторией, ей посвящали стихотворения и картины, ее приглашали на закрытые бальные встречи и кружки. Не секрет, что в то время поэтесса уже не держала верность Гумилеву, предпочитая ему критика Недоброво и композитора Лурье. Справедливо будет отметить, что Анна Ахматова никогда не питала к своему первому мужу теплых чувств, выйдя замуж по наставлению матери, однако уважала его как поэта и лирика.
Во время Первой мировой страдала пневмонией и туберкулезом, что вынудило ее надолго завязать с публичной жизнью. В период самопознания и лечения перечитывала русских классиков: Пушкина, Баратынского, Расина и прочих. Все переживания и страдания этого нелегкого для нее времени были отражены в ее сборнике 1917-го года «Белая стая». Позже стихами из этой книги не уставал восторгаться сам Маяковский.
Долгое время Анна Ахматова не могла прийти к былому величию пера и мысли. В начале 1920-х вышли ее сборники «Подорожник» и «Анно Домини». К тому времени, женщина уже была второй раз разведена и тайно встречалась с искусствоведом Пуниным. 30-е годы ознаменовались для нее подозрениями и обвинениями в революционной деятельности, однако ареста так и не последовало. В годы Второй мировой поэтесса занималась плакатной деятельностью в поддержку Советской армии, известными стали ее творения «Клятва» и «Мужество». С конца 40-х по указу Сталина Ахматову и многих других писателей запретили к печати, однако, уехав за границу, ей удалось под занавес жизни издать еще несколько сборников, как «Реквием» и «Бег времени».
Скончалась Ахматова в марте 1966-го года в Подмосковье.
От любви твоей загадочной, Как от боли, в крик кричу, Стала желтой и припадочной, Еле ноги волочу.
Новых песен не насвистывай,- Песней долго ль обмануть, Но когти, когти неистовей Мне чахоточную грудь,
Чтобы кровь из горла хлынула Поскорее на постель, Чтобы смерть из сердца вынула Навсегда проклятый хмель.
Подошла. А волненья не выдал, Равнодушно глядя в окно. Села, словно фарфоровый идол, В позе, выбранной ею давно.
Быть веселой — привычное дело, Быть внимательной — это трудней... Или томная лень одолела После мартовских пряных ночей?
Утомительный гул разговоров, Желтой люстры безжизненный зной, И мельканье искусных проборов Над приподнятой легкой рукой.
Улыбнулся опять собеседник И с надеждой глядит на нее... Мой счастливый, богатый наследник, Ты прочти завещанье мое.
Я пришла сюда, бездельница, Все равно мне, где скучать! На пригорке дремлет мельница. Годы можно здесь молчать.
Над засохшей повиликою Мягко плавает пчела; У пруда русалку кликаю, А русалка умерла.
Затянулся ржавой тиною Пруд широкий, обмелел, Над трепещущей осиною Легкий месяц заблестел.
Замечаю все как новое. Влажно пахнут тополя. Я молчу. Молчу, готовая Снова стать тобой, земля.