(Автопортрет, 1878) Илья Ефимович Репин (24 июля [5 августа] 1844 — 29 сентября 1930) Русский художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен. Академик Императорской Академии Художеств Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Преподаватель, был профессором — руководителем мастерской (1894—1907) и ректором (1898—1899) Академии художеств.
Биография
Илья Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в семье военного поселенца Ефима Васильевича Репина (1804—1884) в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьякона. В 1855 году занимался в топографической школе, но при упразднении военных поселений её закрыли. С 13 лет обучался живописи в Чугуеве у И. Бунакова. В 1863 году поступил в Академию художеств в Петербурге. В рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. Обучался также у Р. К. Жуковского. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья». Во время своего путешествия по Волге в 1870 году написал ряд этюдов и эскизов; по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873 году. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков. Одной из первых картин Репина, получивших широкое признание, был большой групповой портрет Славянские композиторы, выполненный по заказу предпринимателя А. А. Пороховщикова. В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование. С 1873 года Репин путешествует за границей в качестве пенсионера Академии, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко». Возвращается в Россию летом 1876 года. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву. В 1882 году переезжает в Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 г., став одним из вождей реалистической школы живописи. На выставках товарищества появляются его картины: «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иван Грозный и его сын Иван» (1885).
Репин и Украина
Жизнь и творчество Ильи Ефимовича тесно были связаны с Украиной. Художник знал украинский язык и историю украинского народа. Он являлся членом жюри комиссии по сооружению памятника Т. Шевченко. Неудовлетворённый решением комиссии, вышел из её состава, как и некоторые украинские художники. Илья Ефимович лично сделал несколько черновиков проекта памятника, поскольку высоко ценил личность Шевченко, называя его "апостолом свободы".
Репин и Финляндия
Репин восхищался Финляндией, называя Гельсингфорс кусочком Парижа. Он был знаком со многими деятелями финской культуры, например с художником Альбертом Эдельфельтом и с поэтом Эйно Лейно. В 1919 году Репин подарил Обществу художников Финляндии свою коллекцию из 23 работ русских художников и семи собственных. Так началась коллекция Репина Атенеум. Позже, в 1960-х годах, находящиеся в Финляндии известные рисунки и картины Репина из коллекции Шувалова, были предложены Музею Атенеум для покупки. Музей отклонил предложение, объяснив, что произведений Репина уже достаточно. В результате большая часть предложенных произведений оказалась в Третьяковской галерее. В 1920 году финские художники выбрали Репина почётным членом Общества художников Финляндии. По этому случаю в ресторане отеля Кают-компания в Хельсинки состоялся торжественный ужин, а затем художники принялись писать большую картину Знаменитости Финляндии, которая была закончена много лет спустя. В настоящее время картина выставлена в кафе Атенеума. Художник скончался 29 сентября 1930 года в Куоккале, где и был похоронен в парке своих любимых «Пенат», неподалёку от дома и «Чугуевой горки» — как художник называл возвышающийся на его участке холм.
Семья
Илья Ефимович Репин женат был дважды и оба брака закончились не очень счастливо. А как все красиво начиналось. Его первой любовью была юная Верочка Шевцова, дочь преподавателя рисования и черчения императорской Петергофской гранильной фабрики Алексея Ивановича Шевцова, которая уже с девяти лет терпеливо позировала начинающему художнику. В феврале 1872 года эта девочка стала официальной женой Ильи Ефимовича. В.А.Репина На меже. В.А.Репина с детьми идет по меже. За время совместного брака с художником, Верочка Шевцова родила ему четверых детей: дочерей Веру, Надежду, Татьяну и сына Юрия. Портрет В.И.Репиной, дочери художника в детстве Портрет сына художника, Юрия Портрет Нади Репиной
Возродить к жизни разбитого творца взялась Наталья Борисовна Нордман - она стала второй женой Репина. С новой хозяйкой в дом Репина пришли и новые порядки. Она была ярой вегетарианкой и отучила мужа от любимых им бифштексов и телячьих котлет. Гостей, наведывавшихся к Репину, она потчевала, по словам Чуковского, «сеном, сухим или маринованным, котлетами из овощей и «куропатками из репы». Однажды, после «танца босоножки» на снегу, она простудилась и неизлечимо заболела. Не обременяя никого, она ушла из Пенатов, одна, без денег, - и очутилась в Швейцарии, в Локарно, в больнице для бедных. От денег, которые послал ей Репин, она отказалась. Получив известие о смерти жены, Илья Ефимович не долго печалился. Первым делом он упразднил в своем доме вегетарианскую диету. Наталья Борисовна Нордман
Сын Репина Юрий также стал художником. Род Репина сейчас представляют живущие в Ярвенпяя потомки его брата. Племянник художника Илья Репин изготовил две православных святыни (раки) для иконостасов из дерева: для молельни в Ярвенпяя в 1948 и через 10 лет для новой православной церкви на кладбище в Хельсинки.
Одна из самых знаменитых его картин, это "Иван Грозный убивает своего сына". "В трагедии самодержца, поразившего в гневе и ярости собственного сына, художник увидел ситуацию безграничной власти деспота и неминуемого возмездия за безвинно пролитую кровь; именно так воспринимали и переживали картину современники и свидетели жестоких расправ царизма с революционерами. Историческое событие Репин, однако, трактует прежде всего в плане напряженной до мыслимого предела психологической коллизии; немногие образы русской живописи XIX века можно сопоставить с обреченным на вечные муки раскаяния царем-сыноубийцей на грани безумия, умирающим царевичем Иваном, потрясающим трагически скорбной красотой..."
Еще одна не менее известная, это "Бурлаки на Волге". "Первое впечатление от увиденной на Неве сцены не потускнело, но замысел картины со временем меняется. Исчез прямолинейный, что называется, лобовой контраст бурлаков и нарядных барышень; сцена перенесена на Волгу, под летнее небо, затянутое легкими облаками, на песчаную отмель, раскаленную палящим солнцем. На втором плане справа тяжело груженная барка с фигуркой хозяина или приказчика на борту, а через всю картину, справа налево, — ватага бурлаков, натужно, из последних сил тянущих судно. Желтый янтарь песка, глубокая синь воды, простор неба — и бурлацкая ватага в серых, грязных, рваных лохмотьях, насквозь пропитанных соленым потом, в прогнивших онучах или развалившихся лаптях. Небо, вода, песок — и одиннадцать людей, труд которых ценится ниже лошадиного и, конечно, паровой тяги (вдали, на горизонте,— дымок парохода)."
«Портрет Мусоргского» - лучший портрет в творчестве Репина "Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта, и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. Он его представил в халате с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головою, что-то глубоко обдумывающим. Сходство черт лица и выражение поразительны. Из всех знавших Мусоргского не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета — так он жизнен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского."
"Воскрешение дочери Иаира" За эту картину художник получил большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство.
Мне очень нравится картина "Выбор великокняжеской невесты"
И еще немного разных картин. "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" "Крестный ход в Курской губернии" "Не ждали" "На дерновой скамье" "Стрекоза" "Дуэль Онегина и Ленского"