Стивен Спилберг, полное имя Стивен Алан Спилберг, родился 18 декабря 1947 года в городе Цинцинатти, американский штат Огайо, в многодетной семье инженера-электронщика Арнольда и пианистки Лии. Детство мальчик проводил в основном в компании трех своих младших сестер - Энн, Нэнси и Сью. Вскоре семья переехала в Финикс — глухой провинциальный городок, где Стивен Спилберг и пошел в школу. Он был единственным евреем в классе, что сделало мальчика довольно замкнутым ребенком. Но стоило Стивену открыть двери собственного дома, как он окунался в море любви и ласки.
Родители, особенно мама, позволяли ему практически все. Они воспринимали и любили его таким, каким он был, не пытались его перевоспитывать, не ломали характер, уважали чувства и свободу своего ребенка, и главное – были снисходительными, хоть характер мальчика и был не из легких.
Когда Спилбергу было 12 лет, отец подарил ему 8-мм кинокамеру и, спустя несколько месяцев, он начал снимать короткометражные фильмы с актерами. Для того чтобы покупать пленку, ему приходилось подрабатывать маляром. В 1960 году тринадцатилетний режиссер выпустил фильм "Побег в никуда" и получил первый приз в юношеском конкурсе любительских фильмов.
Окончив школу далеко не отличником, Стивен Спилберг поступил на факультет телевидения Калифорнийского университета. В 1964 году он снял свой первый фантастический фильм на 16-мм пленке "Пламя страсти" длительностью свыше двух с половиной часов, где все роли исполняли члены семьи.
Во время обучения парень не расставался со своей любимой камерой, и снял короткометражную картину "Эмблин", которая привлекла внимание представителей кинокомпании "Universal" и ему даже был предложен семилетний контракт.
Первой пробной работой на киностудии стал эпизод нового сериала "Ночная галерея", вышедшая в этом же году на экраны. А через два года молодой режиссер снял уже свой первый полнометражный фильм "Дуэль". Картина, созданная для телевидения и завоевавшая Гран-при на только что созданном фестивале фантастических фильмов "Авориаз", после своего успеха была перенесена на большой экран. Основой для "Дуэли" послужил рассказ Ричарда Мэтисона, который в свою очередь был написан, опираясь на реальный случай. По сценарию миниатюрную легковушку все время преследовал большой бензовоз, стремясь ее уничтожить.
Вскоре после этого продюсеры киностудии предложили Стивену Спилбергу снять настоящий полнометражный фильм по своему сценарию, да еще и с голливудской звездой того времени Голди Хоун в главной роли. Сценарий фильма "Шугарлендский экспресс", вышедший на экраны кинотеатров в 1974 году, был отмечен премией на Каннском кинофестивали, а самого Спилберга после этого стали сравнивать в прессе с известным французским режиссером Франсуа Трюффо.
В 1975 году талантливый режиссер Стивен Спилберг снял фильм ужасов "Челюсти", принесший ее создателям огромную прибыль, а режиссеру мировую известность и признание. История небольшого американского городка, который терроризировала огромная белая акула-людоед, нашла свое продолжение еще в трех фильмах: "Челюсти 2" режиссера Джэннота Шварца в 1978 году, "Челюсти 3" режиссера Джо Элвис в 1983 и "Челюсти: Месть" режиссера Джозефа Сарджента в 1987 году.
После этого уже никакой провал не мог существенно повлиять на рост кинокарьеры Стивена Спилберга. Почти каждый его фильм становился кинособытием года. В 1977 году состоялся следующий сюрприз — серьезный, "интеллигентный" научно-фантастический фильм "Близкие контакты третьей степени" о попытке установления непосредственных контактов с внеземной цивилизацией. Фильм стал суперхитом и одной из самых кассовых лент того года.
Фильм "Тысяча девятьсот сорок первый", снятый в 1979 году, провалился в прокате и стал одной из очень редких неудач Стивена — "самого успешного" режиссера за всю историю Голливуда. Но Стивен Спилберг не унывал, знаменитый режиссер с каждым годом снимал все более масштабные и успешные фильмы, несмотря на периодические язвительные выпады критиков.
Четыре года спустя, в 1981 году, Стивен Спилберг картиной "Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчего" начал свою знаменитую серию об Индиане Джонсе — учителе археологии одного из американских колледжей 1930-х годов и его фантастических путешествиях в отдаленные уголки нашей планеты. Остальные фильмы серии — "Индиана Джонс и храм судьбы" в 1984, "Индиана Джонс и последний крестовый поход" в 1989 году и "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа" 2008 года, вышли такими же интересными и комическими, как и первый фильм. В звездном скоплении актеров этих фильмов: Карен Аллен, Шон Коннери, Ривер Феникс, Кейт Бланшетт, неизменным оставался только Харрисон Форд, исполнявший роль главного героя Индиана Джонса. Эти фильмы принесли режиссеру как большую популярность и, заработав в общей сложности многие сотни миллионов долларов, финансовую независимость.
В 1982 году на американских экранах начинает демонстрироваться лента "Инопланетянин", которой было суждено стать одной из лучших фантастических лент за всю историю мирового кинематографа. Сценарий к картине Спилберг вместе с Мелиссой Мэтисон начал писать еще во время съемок первой части трилогии об Индиане Джонсе.
Но даже такому уже опытному режиссеру иногда удача не улыбалась, и в его карьере присутствовали лишенные внешней привлекательности картины. Это такие картины как "Цвета пурпура" с Вупи Голдберг, вышедшая в 1985 году, "Империя Солнца" по роману Джеймса Балларда, снятая в 1987 году, "Всегда" 1989 года.
Возврат к зрелищному кино произошел в римейке полнометражного диснеевского мультфильма "Питер Пэн" 1953 года — картине под названием "Капитан Крюк", вышедшей в 1991 году, рассказывавшей о злобном одноруком пирате Крюке.
С этого фильма начался новый взлет популярности Стивена Спилберга, который был закреплен историей о парке динозавров, восстановленных в наши дни по генетическому коду. Вышедший летом 1993 года фильм "Парк юрского периода" стал еще одной киносенсацией. А вот сиквел "Затерянный мир: парк юрского периода", продолжающий историю парка динозавров, в 1997 году не сумел достичь таких высот как первая картина. В третьей части — "Парк юрского периода 3" 2001 года режиссером выступил Джо Джонстон, а Стивен Спилберг довольствовался ролью продюсера.
Киноленты Стивена Спилберга можно смело отнести к разряду мелкобуржуазных, полных жизни современных пригородов, где, как однажды выразился сам создатель, "взрослеют с тремя родителями - матерью, отцом и телевизором". В его картинах инопланетяне обещали жизнь вне мещанских ограничений, космические корабли беспрепятственно перелетали над пограничными будками главного шоссе штата - границами материального мира американского обывателя.
Эпохальный фильм "Список Шиндлера", снятый в черно-белой палитре по книге Томаса Кенилли "Ковчег Шиндлера" о тяжелой жизни евреев в годы Второй мировой войны, стал обладателем 7 премий "Оскар". Во многом благодаря творчеству Стивена Спилберга голливудский кинематограф вышел из кризиса застоя. Спилберг как бы разобрал кинематограф "золотого века" и переосмыслил его догматы с точки зрения изменившегося мира. Молодежь снова потянулась в кинотеатры, которые теперь стали называться "мультиплексами" - синдром "последнего киносеанса" был преодолен.
В 1998 году режиссер стал самым богатым деятелем в индустрии кино после картины "Спасение рядового Райана", вышедшей в том же году и получившей очередной "Оскар". На первый взгляд Стивен Спилберг отошел от принципов нового Голливуда, но при более внимательном рассмотрении военный эпос "Спасение рядового Райана" оказывается хитро замаскированным "новоголливудским" произведением.
Совместная работа Стивена Спилберга с двумя другими магнатами — бывшим продюсером студии "Walt Disney" Джефри Катценбергом и музыкальным продюсером Дэвидом Геффеном — киностудия "Dreamworks SKG" постепенно набрала обороты, выпуская полнометражные мультфильмы, на пример "Принца Египта", и "оскароносные" картины "Красота по-американски" и "Ганнибал".
В 2000 году гениальный режиссер начал работу над фантастическим фильмом по рассказу Филипа Дика "Особое мнение" с Томом Крузом в главной роли, но после смерти другого великого режиссера Стэнли Кубрика, он отложил работу над этим фильмом. Спилберг, являясь близким другом и учеником знаменитого режиссера, начал съемки, задуманной Кубриком перед смертью, фантастической ленты "Искусственный разум", вышедшей на экраны в 2001 году. К сожалению, эта картина провалилась в прокате. Вернувшись к своей картине "Особое мнение", режиссер уже в следующем году представил ее на суд зрителей, но она так же не вызвала бурю восторга.
В 2002 году состоялась премьера нового фильма Спилберга "Поймай меня, если сможешь" с Леонардо Ди Каприо и Томом Хэнксом в главных ролях. В картине, основанной на реальных событиях начала 60-х годов ХХ века, рассказывалось о молодом блестящем аферисте, мошеннике высшей пробы Фрэнке Эбэгнейле, который, благодаря своему уму и везению, никогда не сидел в тюрьме, а настоящий Фрэнк Эбэгнейл работал у Спилберга в этой картине консультантом.
Стивен Спилберг - основная фигура нового американского кино. Его пример положительно помог множеству других режиссеров и старой, и новой школы. Многие фильмы Стивена казались просто развлекательными, но они несли мощнейший заряд энергии. К этому жанру можно отнести картину 2004 года "Терминал", которая повествовала о "черной полосе" в жизни обычного человека, которого сыграл Том Хэнкс.
По мнению самого режиссера, в хорошем кино каждая деталь важна, поэтому каждую сцену снимали до совершенства, и в кухне, и в туалете. Режиссер гонял всю съемочную группу, пока на экране не отражались все запахи этих комнат. Стивен Спилберг старался снимать по несколько картин в год, чтобы радовать своих почитателей и приводить в шок критиков. Так в 2005 году на экраны вышла картина "Война миров" и "Мюнхен", который поведывал историю о трагичных Олимпийских играх в Мюнхене.
Научная фантастика? Триллеры? Боевики? Хотя в каждом из фильмов есть элементы всех этих жанров, они несут совершенно новое качество. Продукция Спилберга неожиданным образом вписалась в современное нерелигиозное движение "новый век".
Тайна великого умения "делать деньги" открылась Стивену Спилбергу в той же степени, как и умение делать добротные коммерческие фильмы. И все же режиссер совсем не собирался останавливаться на достигнутом. В его далеко идущих кинопланах постоянно рождались все новые и новые фильмы, например такие как "Авраам Линкольн" и "Тинтин", запланированные на 2010 год, "Межзвездный" – на 2011 год.