Э́рих Мари́я Рема́рк (нем. Erich Maria Remarque, урождённый Эрих Пауль Ремарк, Erich Paul Remark; 22 июня 1898, Оснабрюк — 25 сентября 1970, Локарно) — один из наиболее известных и читаемых немецких писателей XX века.
Ремарк родился 22 июня 1898 года в Оснабрюке, Германия. Он был вторым из пяти детей книжного переплётчика Петера Франца Ремарка (1867—1954) и Анны Марии Ремарк, в девичестве Шталькнехт (1871—1917). В юности Ремарк увлекался творчеством Цвейга, Томаса Манна, Достоевского, Пруста и Гёте.
В 1904 году поступил в церковную школу, а в 1915 — в католическую учительскую семинарию.
В 1916 году был призван в армию, 17 июня 1917 года направлен на Западный фронт. 31 июля 1917 года был ранен в левую ногу, правую руку и шею и провёл остаток войны в военном госпитале в Германии.
После смерти матери в 1918 году сменил своё второе имя в её честь.
В период с 1919 сначала работает учителем, а в конце 1920 года сменяет множество профессий, в том числе работает продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных. События, впоследствии лёгшие в основу «Чёрного обелиска».
В 1921 году начинает работать редактором в журнале Echo Continental, в это же время, как свидетельствует одно из его писем, берёт псевдоним Erich Maria Remarque[1].
В октябре 1925 года женился на Ильзе Ютте Замбона, бывшей танцовщице. Ютта в течение многих лет страдала от чахотки. Она стала прообразом для нескольких героинь произведений Ремарка, в том числе и Пат из «Трёх товарищей». Брак продлился чуть более 4 лет, после чего они развелись. Впрочем, в 1938 году Ремарк снова заключил с Юттой брак — чтобы помочь ей выбраться из Германии и получить возможность жить в Швейцарии, где в то время жил он сам, а позже они вместе уехали в США. Официально развод был оформлен лишь в 1957 году. Писатель до конца жизни выплачивал Ютте денежное пособие, а также завещал ей 50 тысяч долларов.
С ноября 1927 по февраль 1928 года публикуется его роман «Станция на горизонте» в журнале Sport im Bild, в котором он в то время работал.
В 1929 году опубликовал наиболее известное из его произведений, «На западном фронте без перемен», описывающее жестокость войны с точки зрения 20-летнего солдата. Затем последовали ещё несколько антивоенных сочинений; простым, эмоциональным языком в них реалистично описывалась война и послевоенный период. За этот роман его в 1931 году номинировали на Нобелевскую премию, но при рассмотрении Нобелевский комитет это предложение отклонил.
На основе романа был снят одноимённый фильм, вышедший в 1930 году. Прибыль от фильма и книги позволила заработать Ремарку приличное состояние, заметную часть которого он потратил на покупку картин Сезанна, Ван Гога, Гогена и Ренуара[2].
В 1933 году нацисты запретили и сожгли произведения Ремарка. Сожжение книг студенты-нацисты сопровождали речёвкой «Нет — писакам, предающим героев мировой войны. Да здравствует воспитание молодёжи в духе подлинного историзма! Я предаю огню сочинения Эриха Марии Ремарка».[3] Существует легенда о том, что нацисты объявили, что Ремарк якобы является потомком французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово Ремарк, записанное наоборот)[1]. Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Согласно данным, полученным из музея писателя в Оснабрюке, немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка никогда не вызывали сомнений. Пропагандистская кампания против Ремарка основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque. Этот факт использовался для утверждений, что человек, меняющий немецкое правописание на французское, не может являться настоящим немцем.
В 1937 году писатель познакомился с Марлен Дитрих[4], с которой у него завязался бурный и мучительный роман. Многие считают Марлен прообразом Жоан Маду - героини «Триумфальной арки».
В 1939 году Ремарк отправился в США, где в 1947 году получил американское гражданство.
Его старшая сестра Эльфрида Шольц, оставшаяся в Германии, была арестована за антивоенные и антигитлеровские высказывания в 1943 году. На суде она была признана виновной и 16 декабря была казнена (гильотинирована)[5]. Существуют свидетельства, что судья ей объявил: «Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но вам не уйти». Ей Ремарк посвятил свой роман «Искра жизни», вышедший в 1952 году. 25 лет спустя её именем назвали улицу в её родном городе Оснабрюке.
В 1951 году Ремарк познакомился с голливудской актрисой Полетт Годар, бывшей женой Чарли Чаплина, которая помогла ему прийти в себя после связи с Дитрих, излечила от депрессии и вообще, как говорил сам Ремарк, «действовала на него положительно». Благодаря улучшению душевного здоровья писатель смог закончить роман «Искра жизни» и продолжать творческую деятельность до конца жизни. В 1957 году Ремарк наконец развелся с Юттой, а в 1958 году он и Полетт поженились. В тот же год Ремарк вернулся в Швейцарию, где и прожил остаток жизни. Они оставались вместе с Полетт вплоть до его смерти. Ремарк сыграл роль Польмана в одноименной кинопостановке (A Time to Live and a Time to Die, США, 1958[6]) по собственному роману «Время жить и время умирать».
В 1964 году делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967 году, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (ирония заключается в том, что несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство ему так и не вернули). В 1968 году, к семидесятилетнему юбилею писателя, город Аскона (в котором он жил) сделал его своим почётным гражданином.
Умер Ремарк 25 сентября 1970 года в возрасте 72-х лет в городе Локарно, и похоронен на швейцарском кладбище Ронко в кантоне Тичино. Полетт Годар, скончавшаяся двадцать лет спустя, похоронена рядом с ним.
Рассказы Враг (нем. Der Feind) (1931) История любви Аннеты (нем. Der feind ein militanter Pazifist) (1994), сборник
Прочее Последний акт (нем. Der letzte Akt) (1955), пьеса Последняя остановка (нем. Die letzte Station) (1956), киносценарий Будьте бдительны!! (нем. Seid wachsam!!) (1956) Эпизоды за письменным столом (нем. Das unbekannte werk) (1998) Скажи мне, что ты меня любишь... (нем. Sag mir, dass du mich liebst...) (2001)
Ремарк - один из наиболее любимых и уважаемых мною писателей. Удивительный автор и человек, прошедший в своей жизни через множество испытаний, что, кстати, очень ясно отражено в его произведениях. Я прочитала несколько его книг, и почти все они в чем-то перевернули мое мировоззрение. Вообще говоря, Ремарка, наверное, стоит отнести к тем авторам, которых просто нужно прочесть хотя бы раз в своей жизни, потому что он дает пищу для размышлений и будит такие эмоции, которые далеко не каждый писатель способен пробудить в своих читателях... Очень надеюсь, что на форуме есть люди, которые, как и я, прониклись его творчеством.
А теперь добавлю описания тех книг, которые я прочитала)
"Три товарища"
Жанр: роман Год: 1936 Язык оригинала: немецкий
Действие происходит в Германии приблизительно в 1928-м году. Три товарища — Роберт Локамп (Робби), Отто Кёстер и Готтфрид Ленц содержат небольшую авторемонтную мастерскую. Главный герой, автомеханик Робби познакомился с очаровательной девушкой Патрицией Хольман (Пат). Робби и Пат — люди разных судеб и из разных слоёв общества — полюбили друг друга. В дальнейшем показывается развитие их любви на фоне кризиса тех лет. Роман продолжает тематику «потерянного поколения».
От меня: одна из самых тонких и прочувствованных книг о любви. И очень печальная. Читала её года четыре назад и всего один раз, поэтому сохранились лишь остаточные впечатления и воспоминания о самой истории, поэтому вдаваться в подробности не буду, но одно могу сказать точно - не зря "Три товарища" так широко известны по всему миру. Очень рекомендую к прочтению, особенно если вам больше 16-17 лет.
«Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов»
Жанр: роман Год: 1929 Язык оригинала: немецкий
Антивоенный роман повествует о всем пережитом, увиденном на фронте молодым солдатом Паулем Боймером, а также его фронтовыми товарищами в Первой мировой войне. Как и Эрнест Хемингуэй, Ремарк использовал понятие «потерянное поколение», чтобы описать молодых людей, которые из-за полученных ими на войне душевных травм не в состоянии были устроиться в гражданской жизни. Произведение Ремарка таким образом стояло в остром противоречии с правоконсервативной военной литературой, превалировавшей в эпоху Веймарской республики, которая, как правило, старалась оправдать проигранную Германией войну и героизировать её солдат. Ремарк описывает события войны от лица простого солдата.
От меня: это лучшая книга о войне, которую я когда-либо читала. Она тяжелая, жестокая, но правдивая настолько, насколько это, наверное, возможно. Здесь нету места никаким преукрашиваниям, и ,наверное, именно поэтому от её прочтения... как бы это сказать.. действительно смотришь на некоторые вещи по-новому и широко раскрытыми глазами) Замечательное произведение, очень грустное, очень честное и очень хорошее.
«Возвращение» (нем. "Der Weg zurück") — роман, напечатанный в 1931 году. В нём рассказывается о жизни простых немецких солдат, недавно вернувшихся с войны. Из-за душевных травм они не могут найти себе места в обществе и вынуждены искать своё новое предназначение. Каждый из героев пытается найти новый смысл своей жизни - но не всем это удаётся.
От меня: а вот этот роман среди тех, что я у Ремарка читала, произвел на меня самое сильное и болезненное впечатление, хоть я и не считаю, что он лучший. Не буду особо комментировать, скажу только, что читая, не могла не проводить параллели с концовкой "Властелина колец", и все удивлялась тому, насколько похожи проблемы Фродо, вернувшегося после победы над Сауроном и так и не излечившего свои раны до конца жизни, и героев "Возвращения", которые также стали неприкаянными душами, которым в этом мире больше нет места.
Вторая мировая война подходит к концу, и этот конец более чем очевиден - отступление за отступлением, и бомбежки Германии. И пусть по-прежнему упорствуют горлопаны-пропагандисты нации, и пристально наблюдают за всеми доносчики и СС. Глубоко внутри каждый прекрасно осознает очевидное будущее. И для простых немецких солдат оно однозначно - время жить было в прошлом, наступило время умирать. "Время жить и время умирать" (Zeit zu leben und Zeit zu sterben) - произведение не только и не столько о войне, сколько о людях и человечности, и о самой ценности единственной жизни.
От меня: это история простого немецкого солдата, одного из тех, кто волей-неволей был вынужден воевать на стороне нацистов, не желая этого. Здесь раскрывается оборотная сторона медали 2-й мировой, так называемый "взгляд изнутри" - взгляд простого человека, которому были чужды идеи и желание подчинить все вокруг единому строю. Вообще, книга акцентирует внимание именно на соотечественниках Гитлера, пострадавших от его тирании. Из вышеописанных произведений она мне меньше всего полюбилась, но хуже от этого, естественно, не стала.
Э.М. Ремарк - один из самых моих любимых писателей.. Даже не знаю почему.. Вроде не особо люблю книги про войну, с удовольствием читаю фантастику.. А тут попался в руки мне Ремарк, а все, меня поглатил дуж военной или послевоенной эпохи.. Эго книги одновременно трогательные и пропитаные какой-то безысходностью. Из всех прочитанных книг, мне пришлись по сердцу "Три товарища", "Триумфальная арка" и "Жизнь взаймы".
Посоветую вам почитать "Триумфальную арку", она не зря считается одним из самых известных произведений Ремарка. Эту книгу можно разобрать на цитаты, такая она продуманная и полная: "Тоска по оставленному или покинувшему нас человеку как бы украшает ореолом того, кто приходит потом", "Довольно часто мне очень хотелось, чтобы кто-то хотя бы заговорил со мной! Лишь бы не чувствовать себя пустым местом, шагающим автоматом! Лишь бы на тебя взглянули чьи-то глаза – глаза, а не камни! Лишь бы не метаться по городу, как отверженная, словно ты попала на чужую планету!", "Ночью время стоит. Идут только часы." и т.д. В этой книге сочетается все - отражение внутреннего мира героя, настоящая мужская любовь без лишних сантиментов, взаимоотношения мужчины и женщины без лишнего морализма, однако тонко можно прочувствовать и размышления о жизни и смерти, о чести и любви. Может для молодежи написано немного пессимистично, но я читала эту книгу в 18-19 лет, и она мне очень понравилась) Вообще обязательно читайте)
Cloud9, спасибо большое, захотелось прочитать "Возвращение", до этой книги еще не добрались мои руки Новы артик в Creative Cocktail!
Посоветую вам почитать "Триумфальную арку", она не зря считается одним из самых известных произведений Ремарка. Эту книгу можно разобрать на цитаты, такая она продуманная и полная
Да, это, наверное, почти самое известное его произведение. Я не прочитала, потому что в книге, которую я купила, Триумфальной арки не было... Вот куплю себе еще один томик - и обязательно прочитаю)) А что касается цитат, то её не можно разобрать на цитаты - она уже на них разобрана)) Хотя Ремарк весь такой, у него очень много запоминающихся мыслей.
Quote (julsy)
Может для молодежи написано немного пессимистично, но я читала эту книгу в 18-19 лет, и она мне очень понравилась)
Я тоже всего Ремарка, прочитанного мною, читала именно в этом возрасте. Мне кажется, после 18 лет он точно может быть и осмыслен и оценен, и дальше роль играет уже не столько возраст, сколько вкусы, интересы, характер и т.п.
Quote (julsy)
Cloud9, спасибо большое, захотелось прочитать "Возвращение", до этой книги еще не добрались мои руки
Да не за что Всегда рада поделиться своим мнением и вкусами, особенно если кому-то это в чем-либо помогло)
Хотя Ремарк весь такой, у него очень много запоминающихся мыслей.
Это правда, когда я читала его произведения, то могла по несколько минут обдумывать фразу, настолько у него глубокие мысли, заключенные всего в несколько слов)
Cloud9, я жду еще обзора на прочитанные книги))) Может, подскажешь, что еще стоит почитать) Ведь жизнь такая короткая, и так не хочется тратить ее на плохие книги)) Новы артик в Creative Cocktail!
Жанр:классическая проза Язык оригинала:немецкий Год:1927
Книгой "о первоклассных радиаторах и красивых женщинах" называли этот роман Эриха Марии Ремарка. Его место действия - гоночная автострада Европы в двадцатые годы XX века, герои - молодые люди, которые в экстремальных развлечениях на лучших курортах Старого Света ищут потерянный вкус к жизни, в то время как пол-Европы еще дымится в развалинах после Первой мировой войны. Судьба потерянного поколения, чья молодость разбита войной, станет главной темой последующих романов Ремарка, таких как "На западном фронте без перемен", "Черный обелиск", "Жизнь взаймы".
Жанр:классическая проза Язык оригинала:немецкий Год:1941
В Библии сказано: "Возлюби ближнего своего". Но - как возлюбить ближнего своего, если ближние твои желают лишь схватить тебя и убить? Ты бежишь от смерти, ставшей реальностью, от ада страшных гетто, от безнадежности - к надежде... Но надежда может обмануть. И тогда - "плачьте не об ушедших, а об оставшихся...".
Жанр:классическая проза Язык оригинала:немецкий Год:1924 (опубликовано посмертно в 1998)
Гэм - красивая молодая женщина, одним взглядом или жестом сводящая с ума любого, будь то австрийский граф, богатый креол или парижский клерк. Прекрасная и свободная, она появляется в разных уголках света, надеясь отыскать единственное богатство, недоступное ей, - любовь... В своем самом экзотическом романе (места действия - Сингапур, Париж, Вьетнам, Луксор) автор детально описывает светские приемы и роскошные интерьеры. Но они всего лишь фон для вечных "ремарковских" тем одиночества, поисков смысла и негасимой искры жизни.
Жанр:классическая проза Язык оригинала:немецкий Год: 1945
Это - красивейший из европейских романов XX века. Роман о любви, войне и смерти. Это - печальнейший из европейских романов XX века. Роман о женщине, у которой нет ничего, кроме жалких сиюсекундных побед, - и о мужчине, привыкшем к страху, ненависти и безнадежности, как к своему второму "я". Это - "Триумфальная арка". Роман о страсти, что может и должна завершиться лишь трагедией
Жанр:классическая проза Язык оригинала:немецкий Год:опубликовано посмертно в 1971, сокращенная и переработанная издательством Droemer Knaur версия романа «Земля обетованная»
Они вошли в американский рай, как тени. Люди, обожженные огнем Второй мировой. Беглецы со всех концов Европы, утратившие прошлое. Невротичная красавица манекенщица и циничный, крепко пьющий писатель. Дурочка-актриса и гениальный хирург. Отчаявшийся герой Сопротивления и щемяще-оптимистичный бизнесмен. Что может быть общего у столь разных людей? Хрупкость нелепого эмигрантского бытия. И святая надежда когда-нибудь вернуться домой...
Жанр:классическая проза Язык оригинала:немецкий Год:(опубликовано посмертно в 1998, последний, неоконченный роман писателя)
Последний роман Эриха Марии Ремарка. Возможно - самый крупный. Возможно - самый сильный. Возможно - самый трагический... "Возможно" - потому что роман не был закончен: смерть Ремарка в 1970 году оборвала работу над ним. В архиве писателя остались три редакции произведения и наброски финала, на основании которых была подготовлена посмертная публикация. В Германии "Обетованная земля" вышла в 1998 году.
Жанр:классическая проза Язык оригинала:немецкий Год:1962
В романе "Ночь в Лиссабоне" Э.М.Ремарк снова обращается к теме немецкой эмиграции. После пяти лет скитаний по Европе главному герою удается пробраться на родину, отыскать жену и вывезти ее из Германии. Смертельно больная женщина устремляется навстречу лишениям и опасности, не желая оставаться в рейхе.
Жанр:классическая проза Язык оригинала:немецкий Год:1952
Что остается у людей, захлебывающихся в огненном водовороте войны? Что остается у людей, у которых отняли надежду, любовь - и, по сути, даже саму жизнь? Что остается у людей, у которых не осталось просто ничего? Всего-то - искра жизни. Слабая, но - негасимая. Искра жизни, что дает силу улыбаться на пороге смерти. Искра света - в кромешной тьме...
Жанр:классическая проза Язык оригинала:немецкий Год:1959
Жизнь взаймы. Жизнь, когда не жаль ничего, потому что терять, в сущности, уже нечего. Это – любовь на грани обреченности. Это – роскошь на грани разорения. Это – веселье на грани горя и риск на грани гибели. Будущего – нет. Смерть – не слово, а реальность. Жизнь продолжается. Жизнь прекрасна!..
Колибрик, спасибо за пополнение темы! =) Ремарк - один из любимейших моих писателей, о чем я уже не раз говорила, хотя я не прочитала и половины его наиболее известных произведений. Не знаю, когда соберусь - пока что очередь полна)) Но то, что возьмусь за него снова - это сто процентов.