Начало творческого пути Джордж Уолтон Лукас появился на свет 14 мая 1944 года в Калифорнии, в провинциальном городке Модесто, в семье владельца небольшого магазинчика и домохозяйки. Джорж Лукас-старший и Дороти Лукас, являясь протестантами методистского толка, воспитывали сына в строгости. В школе Джордж Лукас не выделялся среди сверстников, но рос талантливым ребенком, занимался музыкой и коллекционировал фото.
В сонном городишке было мало развлечений, а Лукас стремился к новизне, яркости ощущений. В старших классах он горячо увлекся автогонками. Но серьезная авария заставила 18-летнего парня отказаться от опасной карьеры профессионального автогонщика. Сохранить жизнь ему тогда помог счастливый случай и профессионализм врачей. У Джорджа всегда была богатая фантазия, а вынужденное многомесячное пребывание в больнице после автоаварии еще более способствовало ее бурному всплеску. Фантастические образы в его голове складывались в необыкновенные картины и сюжеты. Вскоре пришло и осознание того, как реализовать свои замыслы.
Разворот в сторону киноискусства произошел во время учебы колледже в Нью-Джерси. Тогда Джордж столкнулся с короткометражным кино Брюса Бейли. Этот авангардист из Сан-Франциско снимал яркие, временами шокирующие короткометражки и показывал их в местных кафе. И 19-летний Лукас, который в это время уже начал пробовать себя в качестве фотографа, буквально «заболел» кино. Его художественное чутье и врожденный талант нашли, наконец, верную стезю, и Лукас жадно впитывал новую информацию. После окончания колледжа он уже твердо знал, куда пойдет дальше.
Школа кино. «Электронный лабиринт». Коппола В 1964 году он поступил в киношколу при Университете Южной Калифорнии, где готовили профессиональных режиссеров. За годы учебы Джордж Лукас приобрел богатый опыт у мастеров режиссуры, организовал свой кружок, где вместе с другими студентами тренировался в создании короткометражек на разные темы. Особенно поразили начинающего режиссера курс Славко Воркапича, преподававшего хитрости грамотного монтажа, и курс Лестера Новроза по передаче экспрессии и эмоций в кино. Именно в университете Лукас познакомился со Стивеном Спилбергом, который стал его другом на всю жизнь.
После окончания университета в 1967 году путь Джорджа Лукаса лежал в ВВС США. Однако служба сразу не задалась. Выяснилось, что новобранец – злостный нарушитель скоростного режима на дорогах. Лукаса было решено отправить во Вьетнам, но и туда он не попал по состоянию здоровья – у него был обнаружен диабет. В результате молодой режиссер вернулся в киношколу, но уже как преподаватель, и смог продолжить совершенствовать свое мастерство. В 1968 году его 15-минутный фильм-антиутопия «Электронный лабиринт THX 1138 4EB» победил на фестивале студенческого кино. Лукас получил персональную стипендию от «Уорнер Бразерс» и был замечен другим молодым и талантливым режиссером – Френсисом Фордом Копполой.
Коппола тоже был выпускником киношколы и уже заявил о себе как режиссер и сценарист успешного семейного мюзикла «Радуга Финиана». Лукаса он пригласил к себе в помощники, и тот оправдал его доверие. У Копполы была своя небольшая кинокомпания - American Zoetrope, кроме того, он имел знакомства среди руководства «Уорнер Бразерс». Он сразу разглядел в Лукасе серьезный потенциал и уговорил «Уорнер Бразерс» помочь молодому таланту снять дебютную полнометражную ленту. За основу был взят тот самый «Электронный лабиринт» Лукаса, который получил главный приз на конкурсе студенческих работ.
Фильм «Галактика ТНХ-1138» увидел свет в 1971 году. Картина отличалась прогрессивными для столь скромного бюджета образами, ракурсами съемок и эффектами. Впоследствии именно внимание к визуальным эффектам и их совершенствование станет визитной карточкой Лукаса-режиссера и продюсера. Хотя коммерчески успешной картину назвать было нельзя, она стала первым шагом на пути завоевания Джорджем Лукасом Голливуда.
Путь к «Звездным войнам»
Следующей стала кинолента «Американские граффити» (1973 г.). Ностальгический фильм о молодежи 1960 годов, их жизненных ценностях, мечтах и проблемах. Приглашенные актеры были тогда молодыми и неизвестными, среди них были Харрисон Форд и Рон Ховард. Несомненно, этот фильм был основан на личных воспоминаниях и ощущениях Лукаса и отчасти на его биографии. Например, герой Форда, гоняя по ночному городу, попадает в автокатастрофу, как когда-то сам Лукас. Фильм получился очень личным и искренним и заработал огромную популярность, 145 миллионов долларов в прокате, пять номинаций на «Оскар» и премию «Золотой глобус».
После «Американских граффити» Лукас стал по-настоящему знаменитым, его признали кинокритики и коллеги по киноцеху. Но из множества заманчивых предложений, обрушившихся на него в одночасье, он сделал, на первый взгляд, странный выбор: создание детского сериала по мотивам комикса о Флэше Гордоне. Историями о Флэше с 1934 года зачитывалась вся Америка, и Лукас тоже был среди этих фанатов. Но он пошел намного дальше. Его соблазняла возможность реализовать в этом проекте свои юношеские замыслы о межгалактических войнах и других мирах. Так он принялся за воплощение идеи под скромным рабочим названием «Звездные войны».
Лукас проделал огромный интеллектуальный труд, творчески переработав идеи режиссера Акиры Куросавы, антрополога Джозефа Кэмпбэлла, взяв за основу множество прогрессивных для того времени достижений кинематографа. Результатом стала авантюрная космическая поэма, которая сочетала в себе элементы детской сказки и серьезной фантастики. Самое поразительное, что для того времени сценарий Лукаса, видимо, оказался слишком гениальным. Его не приняли ни на одной ведущей голливудской киностудии! Драки на световых мечах и духовное самопознание, бои в космосе и искания молодого героя, галактические гангстеры и смешные добрые роботы – в середине 1970-х это было совершенно непонятно продюсерам. До молодого режиссера снизошла лишь студия «Двадцатый век Фокс», руководство которой, впрочем, тоже не увидело в его творении особого потенциала и спокойно разрешило Лукасу оставить себе все коммерческие права на будущую картину.
Феномен «Звездных войн» Первый фильм трилогии - «Новая надежда» - вышел на большие экраны в 1977 году. Результат, вопреки мнениям скептиков, оказался умопомрачительным. На сеансы стояли километровые очереди, сборы при бюджете 11 миллионов составили более 500 миллионов долларов. Эта картина перевернула мнение и профессионалов, и обывателей о возможностях кино и стала настоящим кинопрорывом. Именно с выходом этого фильма в Голливуде появилось понятие «блокбастер»
В этом – несомненная заслуга Джорджа Лукаса, который, помимо гениального сценария, смог предложить киноиндустрии совершенно иное понимание процесса съемок. До него так еще никто не снимал. Удивляющее умы галактическое пространство создавалось с помощью оптических иллюзий, точно выверенных макетов и комбинированных съемок. Герои, даже пришельцы и роботы, получились удивительно человечными и интересными. Сочетание захватывающего сюжета, доброго юмора и новых технологий в создании визуальных образов и спецэффектов определили популярность «Звездных войн» на десятилетия вперед. Фильм взял семь высших кинонаград.
Успех первого фильма требовал от мастера продолжения. Однако Лукас потратил на съемки своего шедевра столько душевных сил и физического здоровья, что на целых 22 года решил ограничиться лишь функциями продюсера. Сиквел «Империя наносит ответный удар» режиссера И. Кершнера увидел свет в 1980 году. В 1983 г. появилось продолжение – «Возвращение джедая» Ричарда Марканда. Одновременно в 1980-е годы Лукас продюсирует и другую мегапопулярную киноэпопею – о приключениях археолога Индианы Джонса. Режиссером картин был его давний друг Стивен Спилберг.
К цифровым технологиям и снова к режиссуре Строго говоря, Джордж Лукас посвятил режиссуре очень небольшую часть своей жизни. Основной его деятельностью всегда оставалось написание сценариев и продюсирование, а также развитие цифровых технологий в киноискусстве, чем он и занимается по сей день. На заработанные от проката трилогии средства Лукас создал компанию Industrial Light & Magic (ILM), которая ныне успешно работает под Сан-Франциско, выпуская самое современное оборудование для производства фильмов. В далекие 1980-е годы эта компания работала над усовершенствованием спецэффектов в киноискусстве. Так, результатом ее деятельности стал киношедевр Спилберга «Парк юрского периода», в котором динозавры ожили в плоти и крови.
Каждый следующий фильм, созданный при участии ILM, производил фурор своими потрясающими и инновационными спецэффектами, которые были результатом глубокого развития компьютерной анимации и новых технологий. Позже Лукас при участии Стива Джобса (создателя корпорации Apple) основал еще одну студию и вскоре ее продал. Сегодня она известна под именем Pixar Animation Studio. Эта студия выпустила ряд мультипликационных хитов – шедевров компьютерной анимации («Корпорация монстров», «В поисках Немо», «Суперсемейка»).
В 1994 году Джорж Лукас объявил о том, что он планирует снять новую трилогию-приквел о событиях, предшествующих описанным в трех фильмах «Звездных войн». Эту идею он хранил еще с 1970-х годов. Несмотря на то, что развязка была известна, фильмы вызвали немалый ажиотаж. Были приглашены лучшие звезды и оборудованы лучшие павильоны. При съемках Лукас, наконец, воплотил все достижения и разработки своей студии компьютерной анимации, чего он не мог сделать при создании эпизодов с 4 по 6. В 1999 году вышла «Скрытая угроза», в 2002 г. – «Атака клонов», в 2005 г. – «Месть ситхов». Космическая сага получила логическое и великолепно оформленное завершение.
Личная жизнь Джордж Лукас был женат на Марсии Лу, но брак распался. После этого у него в жизни были длительные отношения. В 2013 году 3 января совершилась помолвка с темнокожей девушкой Мелоди Хобсон. Своих детей у мастера нет, но есть трое приемных.